Лечимся с помощью музыки

Каждый из нас знаком или слышал о термине «музыкотерапия». Что же это такое? Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, шаманы, а затем и философы, врачи использовали музыку для лечения души и тела. В эпоху средневековья метод музыкотерапии успешно применялся для борьбы с эпидемиями.

В начале 20 века во многих странах мира стали использовать музыкотерапию, как лечебную педагогику.

В нашей стране первым стал изучать влияние музыки на состояние детей академик Бехтерев. Первыми пациентами стали новорожденные в отделении недоношенных детей. Врач-педиатр Лазарев изучил влияние музыки на беременных. Его исследования показали, что музыка благотворно влияет на весь организм, причем, как матери , так и плода.

Мелодии, доставляющие удовольствие, влияют на:

- дыхание;

- сердцебиение;

- температуру тела;

- с помощью музыки можно нормализовать артериальное давление,стимулировать пищеварение . Улучшить аппетит и обмен веществ.

-музыка способствует установлению контакта между людьми, снижению стресса, улучшает память и обучаемость.

Если сравнивать музыку с лекарствами, медики установили:

- струнные инструменты – наиболее эффективны при болезнях сердца.

- кларнет - улучшает работу сосудов.

- флейта - положительно влияет на легкие и бронхи.

- труба - эффективна при радикулитах.

- орган является лидером по эффективности положительного влияния на организм человека.

Кстати, музыка благотворно влияет не только на людей, но и на животных, и растения.

Наше время – время гениальных открытий и достижений. Но к сожалению, это и время агрессии и обособленности. Компьютерные технологии и телевидение вытесняют потребность в общении. Особенно негативно эта проблема коснулась детей. Сознание детей формируют игры и фильмы, пропагандирующие насилие, убийства. В результате, именно эти эмоции дети несут в общество, становясь жестокими и агрессивными.

Поэтому занятия музыкотерапией, способствующие коррекции психологического и физического здоровья детей, являются одним из перспективных направлений в работе дошкольных учреждений.

Музыкотерапия имеет множество разнообразных форм. Самые доступные, которые вы можете использовать дома, зто :

ПАССИВНАЯ музыкотерапмя – когда ребенок слушатель. Может применяться утром для создания эмоциональной активности, бодрости не только у детей, но и взрослых.

Во время дневного сна и пробуждения - для расслабленности мышечной системы, нормализации артериального давления, дыхания.

В вечернее время дня – для расслабления нервной системы.

АКТИВНАЯ музыкотерапия –имеет несколько разделов:

1.Вокалотерапия – т.е. пение. (дет. песни, вокальные игры);

2.Инструментальная музыкотерапия –игра на детских музыкальных инструментах;

3.Кинезитерапия - выражение эмоций с помощью движений. (ритмопластика, пантомима)

4.Интегративная музыкотерапия – наряду с музыкой задействованы другие виды искусства: рисование, драматизация, создание рассказов, заучивание стихов.

Несколько правил, которые необходимо помнить: 

  1. продолжительность прослушивания не более 10 минут
  2. умеренная громкость: не громко, но и не тихо
  3. использовать произведения, которые нравятся всем детям

Детям нельзя: 

  1. слушать музыку через наушники
  2. больным отитом
  3. предрассположенным к судорогам
  4. с повышенным внутричерепным давлением

В. Бехтерев писал: "Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья".