Воспитательное значение пения

Пение – это основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь! При исполнении песен, они глубоко воспринимают музыку и активно выражают свои чувства и переживания. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору». 

Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному и доброму, убеждает его сильнее, чем полученная другим путём информация. Процесс обучения пению требует от детей большой активности и умственного напряжения. Ребёнок учится сравнивать своё пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.  В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно у них формируется способность чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок – дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным звуком. Только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Систематический показ правильного исполнения, указание не разрывать слова, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы, процесс самого пения способствуют выработке широкого дыхания. У детей расширяется диапазон.

В работе с детьми по пению большое внимание уделяю распеванию, то есть разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонирования и расширению диапазона голоса. В работе над дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни «У кота Воркота», «Ладушки». «Солнышко – ведрышко» - одно из упражнений, которое побуждает ребенка к первым попыткам чисто интонировать звуки, различные по высоте. Песня «Дудочка» - полезное упражнение на гласные для расширения диапазона голоса. Для формирования ладотонального слуха, умения быстро найти тонику незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества: «Что ты хочешь, кошечка?», «Зайка, зайка, где бывал?» Вопросно – ответная форма упражнений или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам (цепочкой). Кроме того, этот прием дает возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поет правильно, а кто неправильно. Этот прием хорош еще и тем, что активизирует всех детей, заставляя их, не отвлекаясь, следить за пением своего товарища, чтобы суметь, вовремя и точно интонируя, продолжить песню. Пение цепочкой закрепляет навык правильного дыхания у детей.

Полезен и такой прием – петь всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя. 

Одна из сложных задач - петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения акапелла на маленьких несложных песенках формируются у детей еще в старшей группе. Исполнение песен акапелла способствует формированию у детей более устойчивого ладо – тонального слуха.

Начинать разучивать с дошкольниками любую песню следует с целостного ее восприятия, то есть первый раз пою песню от начала до конца выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Обращаю внимание детей на содержание песни, ее характер, изобразительность. Можно перед разучиванием песни провести краткую беседу. Можно подобрать пословицы, потешки, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл песни. Возникшие в сознании ребенка художественные образы вызовут естественное ненапряженное пение. Песня зазвучит интонационно чище, так как будет создано особое настроение, помогающее детям прислушиваться к мелодии. Продолжая работать над песней, особое внимание на каждом занятии надо уделять трудным местам.

На одном занятии, кроме разучиваемой песни, должны звучать и ранее выученные песни. При их исполнении нужно добиваться точной интонации, выразительности, естественного звучания, пения без поддержки взрослого, а некоторые песни поем без сопровождения аккомпанемента. Обычно на музыкальном занятии звучат 1-2 распевки, 1- творческое задание, 1- песня разучиваемая, 1- повторная (часто по желанию детей).

Большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песне, к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие содержания и настроение песни. Кроме того, игры с пением - это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делают эти игры наиболее ценным музыкальным материалом.

Игры с пением разучиваются на музыкальных занятиях. Вначале разучивается песня, постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни, и, наконец, все дети включаются в игру.

Позднее, при закреплении игры, можно предложить детям играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно.

Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать и мелодию, и текст, и, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Таким образом, игры с пением активизируют детей, побуждают их к самостоятельному пению.

Для развития песенного творчества большое значение имеют специально подобранные задания. Главная задача – научить каждого ребенка самостоятельно находить нужную певческую интонацию, развивать ладовый слух.

Работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.