Что делать, если ребёнок плачет

Детские слёзы – первый «язык» общения. Ребёнок освоил его ещё в младенчестве, успешно пользуется, заменять словами, вроде как, не стремится. Оттенков и смыслов плача и слёз – множество. Это - испуг, обида, желание, боль, горе, недовольство, каприз, манипуляции, дискомфорт, требование свободы, разочарование, осознание невозможности чего-либо. Это даже непонятость другими и способ привлечь внимание. Прислушайтесь к смыслу плача. Позвольте ребёнку этот плач. Хотя бы фразой: «Ты плачешь!» (конечно, без осуждения – сопереживая). Озвучьте причину словами, как вы поняли: «Больно?», «Обидно?», «Страшно?»… Исключите слова-ярлыки: «нюня», «плакса», ибо человек имеет право выражать свои эмоции и чувства доступным ему способом. Действуйте по ситуации, как вы её расшифровали:

  • Слёзы от боли – разотрите или обработайте больное место, приласкайте ребёнка, делясь теплом;

  • Слёзы от обиды – расскажите, что люди иногда ошибаются, их нужно простить;

  • Слёзы от страха – рассмотрите страшный объект, сделайте его по возможности комичным;

  • Слёзы-капризы – дайте время привыкнуть к мысли, что слезами требования не исполняются.

Завершайте ситуацию со слезами конкретным действием: «Пойдём, поиграем в мяч», «Пойдём, умоем лицо», «Соберём игрушки и пойдём пить чай».

Современная притча

Маленькая Маша пришла с мамой на берег моря. – Мама, можно я поиграю в песке? – Нет. Ты испачкаешь свою одежду. – Мама, можно я побегаю по воде? – Нет. Ты намокнешь и простудишься. – Мама, можно мне поиграть с другими детьми? – Нет. Ты затеряешься в толпе. – Мама, купи мне мороженое. – Нет. Ты простудишь горло. Маленькая Маша начала реветь. Мать повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала: - Господи, боже мой, вы когда-нибудь видели такого невротического ребёнка?»