Маленькие разрушители

Дети часто портят вещи и игрушки. Чтобы понять, происходит это ненароком или же потому, что ребёнку хочется сломать что-то, нужно учесть, как часто он совершает подобные действия, каков при этом у малыша эмоциональный запал. Если ребёнок портит игрушки каждый день это нужно расценивать, как желание сломать, даже если виновник выглядит совершенно невинно. Когда ребёнок сердится, злится, стремление ломать проявляется ещё более очевидно. Нередко он в гневе бросает игрушку на пол из-за досады, что не может научиться правильно обращаться с ней. Подобное, по-видимому, происходит и в том случае, когда устав от бесконечных запретов родителей, он рвёт на части свою тряпочную зверушку, потому что не может сделать то же самое с мамой и папой. Другая причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожать, кроется в зависти, за которой стоит стремление самоутвердиться. Дима, например, завидует Артуру, потому что тот умеет собирать из деталей конструктора очень высокие башни. Чувствуя себя неспособным строить так же, Дима злится не на Артура, а на башню, успокаивая себя тем, что рушит её. Это его способ самоутвердиться. Подобное желание ломать и портить, часто направлено и на самих соперников, вызвавших зависть, а не только на их игрушки. Наконец, есть дети, у которых сильно развито такое чувство собственности, когда они предпочитают сломать игрушку, а не отдать её кому-то. Такое поведение означает только одно: "Не хочу ни с кем делиться. Игрушка или моя, или ничья". Если не считать случайных поломок, то во всех остальных ситуациях желание сломать, разрушить связано с гневом, завистью или эгоизмом, и в основе этого желания лежат неуверенность в себе и вражда к людям.

Что делать?

  • Не заменять сломанные ребёнком вещи новыми, а оставлять повсюду их обломки, чтобы наглядно были видны последствия поведения маленького разрушителя.
  • Рекомендуется иногда давать детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворить своё любопытство.
  • Если ребёнок, например, захочет что-то сломать или даже сломает в чужом доме, куда вы пришли в гости, принесите извинения при малыше. Объясните ему, почему и мы, и все остальные не одобряют его поступок. Предложите ему какое-нибудь другое занятие или, если необходимо, уведите его домой.

Словом, всё, что мы сделаем, желая помочь ребёнку адаптироваться к окружающей обстановке, наверняка уменьшит его желание ломать и разрушать. Большее участие в его жизни - с точки зрения ребёнка, а не с нашей - позволит малышу почувствовать себя любимым и желанным. Чем более уверенным в себе станет ребёнок, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нём останется эгоизма.

Педагог-психолог Васёва Е.А.