Лечимся с помощью музыки
Каждый из нас знаком или слышал о термине «музыкотерапия». Что же это такое? Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают.
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, шаманы, а затем и философы, врачи использовали музыку для лечения души и тела. В эпоху средневековья метод музыкотерапии успешно применялся для борьбы с эпидемиями.
В начале 20 века во многих странах мира стали использовать музыкотерапию, как лечебную педагогику.
В нашей стране первым стал изучать влияние музыки на состояние детей академик Бехтерев. Первыми пациентами стали новорожденные в отделении недоношенных детей. Врач-педиатр Лазарев изучил влияние музыки на беременных. Его исследования показали, что музыка благотворно влияет на весь организм, причем, как матери , так и плода.
Мелодии, доставляющие удовольствие, влияют на:
- дыхание;
- сердцебиение;
- температуру тела;
- с помощью музыки можно нормализовать артериальное давление,стимулировать пищеварение . Улучшить аппетит и обмен веществ.
-музыка способствует установлению контакта между людьми, снижению стресса, улучшает память и обучаемость.
Если сравнивать музыку с лекарствами, медики установили:
- струнные инструменты – наиболее эффективны при болезнях сердца.
- кларнет - улучшает работу сосудов.
- флейта - положительно влияет на легкие и бронхи.
- труба - эффективна при радикулитах.
- орган является лидером по эффективности положительного влияния на организм человека.
Кстати, музыка благотворно влияет не только на людей, но и на животных, и растения.
Наше время – время гениальных открытий и достижений. Но к сожалению, это и время агрессии и обособленности. Компьютерные технологии и телевидение вытесняют потребность в общении. Особенно негативно эта проблема коснулась детей. Сознание детей формируют игры и фильмы, пропагандирующие насилие, убийства. В результате, именно эти эмоции дети несут в общество, становясь жестокими и агрессивными.
Поэтому занятия музыкотерапией, способствующие коррекции психологического и физического здоровья детей, являются одним из перспективных направлений в работе дошкольных учреждений.
Музыкотерапия имеет множество разнообразных форм. Самые доступные, которые вы можете использовать дома, зто :
ПАССИВНАЯ музыкотерапмя – когда ребенок слушатель. Может применяться утром для создания эмоциональной активности, бодрости не только у детей, но и взрослых.
Во время дневного сна и пробуждения - для расслабленности мышечной системы, нормализации артериального давления, дыхания.
В вечернее время дня – для расслабления нервной системы.
АКТИВНАЯ музыкотерапия –имеет несколько разделов:
1.Вокалотерапия – т.е. пение. (дет. песни, вокальные игры);
2.Инструментальная музыкотерапия –игра на детских музыкальных инструментах;
3.Кинезитерапия - выражение эмоций с помощью движений. (ритмопластика, пантомима)
4.Интегративная музыкотерапия – наряду с музыкой задействованы другие виды искусства: рисование, драматизация, создание рассказов, заучивание стихов.
Несколько правил, которые необходимо помнить:
- продолжительность прослушивания не более 10 минут
- умеренная громкость: не громко, но и не тихо
- использовать произведения, которые нравятся всем детям
Детям нельзя:
- слушать музыку через наушники
- больным отитом
- предрассположенным к судорогам
- с повышенным внутричерепным давлением
В. Бехтерев писал: "Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья".