Музыкотерапия в детском саду
Каждый из вас знаком или слышал о термине «музыкотерапия». Что же это такое? Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лекарство, которое слушают.
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, шаманы, а затем и философы, врачи использовали музыку для лечения души и тела. В эпоху средневековья метод музыкотерапии успешно применялся для борьбы с эпидемиями.
В начале 20 века во многих странах мира стали использовать музыкотерапию, как лечебную педагогику.
В нашей стране первым стал изучать влияние музыки на состояние детей академик Бехтерев. Первыми пациентами стали новорожденные в отделении недоношенных детей. Врач-педиатр Лазарев изучил влияние музыки на беременных. Его исследования показали, что музыка благотворно влияет на весь организм, причем, как матери , так и плода.
Мелодии, доставляющие удовольствие влияют на
- дыхание
- сердцебиение
- температуру тела
С помощью музыки можно нормализовать артериальное давление, стимулировать пищеварение . Улучшить аппетит и обмен веществ.
Музыка способствует установлению контакта между людьми, снижению стресса, улучшает память и обучаемость.
Если сравнивать музыку с лекарствами, медики установили:
струнные инструменты – наиболее эффективны при болезнях сердца.
кларнет - улучшает работу сосудов.
флейта - положительно влияет на легкие и бронхи.
труба - эффективна при радикулитах.
2.
Орган является лидером по эффективности положительного влияния на организм человека. Кстати, музыка благотворно влияет на животных и растения.
Наше время – время гениальных открытий и достижений. Но к сожалению, это и время агрессии и обособленности. Компьютерные технологии и телевидение вытесняют потребность в общении. Особенно негативно эта проблема коснулась детей. Сознание детей формируют игры и фильмы, пропагандирующие насилие, убийства. В результате, именно эти эмоции дети несут в общество, становясь жестокими и агрессивными.
Поэтому занятия музыкотерапией, способствующие коррекции психологического и физического здоровья детей, являются одним из перспективных направлений в работе дошкольных учреждений.
Музыкотерапия имеет множество разнообразных форм. Самые доступные, которые вы можете использовать в группе, зто :
ПАССИВНАЯ музыкотерапмя – когда ребенок слушатель. Может применяться во время утреннего приема детей для создания эмоциональной активности, бодрости не только у детей, но и родителей.
Во время дневного сна и пробуждения - для расслабленности мышечной системы, нормализации артериального давления, дыхания.
В вечернее время дня – для расслабления нервной системы.
АКТИВНАЯ музыкотерапия –имеет несколько разделов:
- Вокалотерапия – т.е. пение. (дет. песни, вокальные игры);
- Инструментальная музыкотерапия – игра на детских музыкальных инструментах;
- Кинезитерапия - выражение эмоций с помощью движений (ритмопластика, пантомима)
- Интегративная музыкотерапия – наряду с музыкой задействованы другие виды искусства: рисование, драматизация, создание рассказов, заучивание стихов.
3.
Несколько правил, которые необходимо помнить:
- продолжительность прослушивания не более 10 минут за одно занятие
- умеренная громкость: не громко, но и не тихо
- использовать произведения, которые нравятся всем детям
ДЕТЯМ НЕЛЬЗЯ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ:
- через наушники
- больным отитом
- предрасположенным к судорогам
- с повышенным внутричерепным давлением