Учить ли ребенка музыке?
Часто можно услышать от родителей, не желающих обучать своих детей музыке, такие слова: «Моему сыну (дочери) медведь на ухо наступил». Но это всего лишь отговорка, которая выражает нежелание брать на себя лишние хлопоты и возиться с музыкальным обучением. Дело в том, что отсутствие у ребенка музыкального слуха – всего лишь миф, придуманный нерадивыми родителями. Точно так же можно и отказаться обучать ребенка чтению лишь из–за того, что у него нет особого волшебного «литературного» зрения.
О музыкальном слухе педагоги говорят тогда, когда имеют в виду степень натренированности звукоразличительных навыков, необходимых для достижения определенных уровней музыкального профессионализма. При этом речь идет опять–таки не о том, есть музыкальный слух или его нет, а о том, в какой степени он развит воспитанием и обучением.
Поэтому применять это понятие до обучения, да еще и по отношению ко всем детям, совершенно бессмысленно.
Слух как потенциальную способность воспринимать музыку и музицировать на любительском уровне имеют абсолютно все нормальные дети (исключение составляют только глухонемые от рождения).
Помните, что ваш ребенок талантлив и имеет достаточные способности для занятий музыкой. И многие музыкальные педагоги придерживаются убеждения о потенциальной талантливости всех детей. Например, знаменитый Пётр Столярский, учитель Давида Ойстраха, бывало, прослушав начинающих, говорил их родителям так: «Ах, ничего особенного, обыкновенный гениальный ребенок».
Конечно, многие дети, проучившись некоторое время в музыкальной школе, так и не могут овладеть музыкальной грамотой. Но зависело ли это от природных способностей ребенка? Нет! Причин неудачи здесь может быть две.
Во первых, это слишком позднее обучение (в 7–8 лет начинать его уже поздно!), во–вторых, неверные методы. Ведь грамоте удается обучить даже самых нерадивых учеников! Тогда почему музыкальной грамоте, то есть беглому чтению нот, нельзя научить любого ребенка?