Детские конфликты
Конфликты между детьми дошкольного возраста чаще всего возникают из-за стремления обладать игрушкой (дети 2-3-х лет), из-за борьбы за исполнение наиболее популярных ролей в игре (дети 3-5-ти лет), по поводу игровых ситуаций: правил игры, развития ситуации, действий игроков (дети 5-6-ти лет). Ясно, что возникновение конфликтных ситуаций в жизни ребенка неизбежно. Главное - научить детей правильно, «без потерь» выходить из них, то есть конструктивно разрешать конфликты. Тогда сложившаяся ситуация, с правильным выходом из нее и вынесенными уроками (учиться договариваться, не применять силу, обсуждать спорные вопросы, находить позитивный вариант разрешения конфликта), будет еще одной ступенькой в развитии личности ребенка.
Какие же способы разрешения конфликта можно отнести к деструктивным?
Агрессивное разрешение ситуации (В подобном случае ребенок может рассуждать таким образом: «Вы будете со мной играть, а не то я вас побью»).
Привлечение сторонних участников для завершения конфликта в свою пользу («Вот я позову старшего брата, и он заставит вас со мной играть»).
Уход от сложившейся ситуации («Ну и не надо, не буду с вами играть»), обида.
К разрешению конфликта позитивным, конструктивным способом можно отнести положительное развитие ситуации и завершение ее с учетом интересов всех сторон («Спрошу, во что они хотят поиграть, и мы договоримся» или «Предложу другую интересную для всех игру»).
Можно ли не обращать внимания на детские конфликты, оставлять их без вмешательства взрослых? Если у детей есть опыт положительного разрешения конфликтных ситуаций, то взрослый может не вмешиваться, наблюдая за развитием сложившейся ситуации со стороны. Если дети малы, и не имеют опыта выхода из подобных ситуаций, взрослый должен показать пример позитивного ее разрешения, чтобы у детей не сформировались нежелательные «поведенческие привычки», не закрепилось убеждение, что кто сильнее, тот и прав. При решении конфликтных ситуаций родитель должен активно слушать ребёнка – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Взрослый принимает позу «глаза в глаза», настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства (т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка). Выслушиваются обе стороны.
Обсуждать нужно следующее:
Что произошло? (сформулировать суть конфликта).
Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).
Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства).
Как быть в этой ситуации? (найти решение).
Взрослый, обучая ребенка правильному выходу из конфликтных ситуаций, способствует формированию у него готовности к обсуждению спорных вопросов, умению находить компромисс, ладить с окружающими людьми, устанавливать благополучные отношения со своими ровесниками.